14:11

цитата

McCoy, my boy, come mix me a drink...
Историки находятся в той позиции, которую Михаил Бахтин определил как позицию вненаходимости. Бахтин отмечает, что историки сплошь и рядом ссылаются на свое обреченное положение: события, о которых они пишут, произошли когда-то, и исследователи уже не могут вжиться в эту ситуацию, не могут переселиться в сознание людей, о которых говорят. Они - вне этого, а потому многое теряют и не в силах восстановить утраченное.

Но Бахтин говорит: есть же другая сторона этой проблемы. Мы вне ситуации, которую описываем, и поэтому в силу того, что прошло много времени, целый массив времен между, скажем, тринадцатым веком и веком двадцатым, естественно, что перспектива, в которой мы видим Средневековье, иная, чем у участников и современников описываемых событий. Но она не просто более обедненная (это несомненно: мы многое потеряли и многое уже никогда не обретем, сколь совершенными ни будут наши новые исследовательские методы), она - иная. Вненаходимость во времени позволяет историку, по мнению Бахтина, разглядеть то, чего, возможно, не видели средневековые люди, или увидеть это по-новому.

А.Я. Гуревич "Позиция вненаходимости" // Одиссей: Человек в истории.


@темы: la historia, quotes

Комментарии
16.10.2010 в 14:59

Я нахожусь в прекрасном возрасте: дурь уже выветрилась, а до маразма ещё далеко (с)
Мне почему-то кажется, что человек не так уж кардинально изменился за все прошедшие века. Ну что такого было в истории, во что не может вжиться современный человек? Тут скорее вопрос к самому человеку, некоторые и в книгу художественную вжиться не могут.
16.10.2010 в 15:12

McCoy, my boy, come mix me a drink...
principessa senza regno
в сознание нельзя вжиться. можно сколько угодно говорить о мотивах, о мыслях, о поступках, но до конца понять, как воспринимали мир средневековые люди, нельзя.
хотя попытаться можно, собственно, о чем и речь - новая историческая наука, историческая антропология, школа Анналов, история повседневности - это все попытки изучить не традиционную социально-экономическую историю (по принципу базис-надстройка), а именно культуру, представления, повседневную жизнь. и с этой т.з. стоит рассматривать вненаходимость - не как проблему, а как позицию, с которой историк взирает на средневековье, и как всякая позиция, она имеет и плюсы, и минусы.
16.10.2010 в 16:10

Я нахожусь в прекрасном возрасте: дурь уже выветрилась, а до маразма ещё далеко (с)
в сознание нельзя вжиться
Согласна, только это не проблема разности во времени. Ты в сознание близкого человека не вживёшься никогда, это невозможно, не телепаты мы. Я имела в виду, что именно мотивы и поступки понять можно.
стоит рассматривать вненаходимость - не как проблему, а как позицию
А, если так, то понятно. Странная лично для меня позиция, но ладно, у каждого своё.
16.10.2010 в 16:13

McCoy, my boy, come mix me a drink...
principessa senza regno
мы видим культуру той эпохи не такой, какой ее тогда люди сознавали. тут иной подход к источникам - диалог, но я не буду углубляться)

действительно, позиция необычная и спорная, это термин М.М. Бахтина, а он вообще большой оригинал)
16.10.2010 в 16:16

Я нахожусь в прекрасном возрасте: дурь уже выветрилась, а до маразма ещё далеко (с)
А причём тут культура?
16.10.2010 в 16:44

McCoy, my boy, come mix me a drink...
principessa senza regno
я обобщаю) к соц-эк истории это все неприменяемо, это история культуры, история ментальностей.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии